Межконтинентальная морская торговля всегда была основой успешного развития экономики ведущих стран мира. В условиях применения к РФ экономических санкций и проведения СВО особое значение приобретает расширение экономического сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Азии и Латинской Америки с организацией 2-х постоянно действующих океанских торговых линий.
С учетом вышеизложенного группа «Добрыня» совместно со своими Партнерами из России подготовила Проект поэтапной (до 20 лет) реконструкции существующего в городе Севастополе и строительства в этом же районе на намытой в море территории нового морского порта с общей суммарной длиной глубоководных причалов с глубиной у порога от 8 до 17 метров с общей длиной 24,3 км, с годовым объемом перевалки грузов до 280 млн. тонн.
Проект создания новой торгово-транспортной компании (ТТК)
Первым шагом по реализации проекта реконструкции существующего и строительства нового современного морского порта в г. Севастополе, который в течение 15-20 лет должен войти в число 20-ти крупнейших портов мира, может стать создание в России в 2025-2030 годах новой торгово-транспортной компании (ТТК). Проект предусматривает привлечение в ТТК ряда крупных частных компаний из стран АТР и Азии ( Турция, Китай, Индия, Иран и др., при участии ряда заинтересованных ведущих государственных и частных компаний и правительственных органов России), стран-участников БРИКС и заинтересованных стран (частно-государственное партнерство в соответствии с законодательством Российской Федерации). ТТК сможет быть создана в виде публичного акционерного общества с главным офисом в г. Севастополе и последующей поэтапной регистрацией филиалов (дочерних компаний) в Ростове-на-Дону, Гонконге и Монтевидео.
Инициаторы Проекта предлагают следующие основные направления деятельности ТТК:
- Стабилизация работы Севморпорта в течение 2025-2027 г. г. Организация на первоначальном этапе устойчивых грузопотоков через Севморпорт: а) из портов Ростов-на-Дону и Новороссийск (продукты питания в контейнерах для Севастополя и Крыма из Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области); б) экспортно-импортные товары и товары особого назначения в направлении Севморпорт- порты Стамбул, Искендерун (Турция), порт Тартус (Сирия) и обратно.
-
Привлечение инвестиций и долевое участие в поэтапной реконструкции и значительном расширении Севастопольского морского порта с образованием 24,3 км глубоководных причалов (8-17 метров) и достижением объема годовой перевалки грузов до 280 млн. тонн.
-
Создание своей новой морской судоходной компании и судоходной компании для внутренних смешанных (река-море) перевозок. Организация постоянного обслуживания своим флотом 2-х новых океанских линий «Севморпорт- порты стран Азии – порты стран АТР» и «Севморпорт-порты стран Латинской Америки» (см. схему). Организация транспортировки экспортных грузов своими и фрахтуемыми судами и баржевозными составами с российских портов в бассейне рек Волга и Кама, также своими грузовыми траками и по железной дороге из различных регионов РФ, включая Уральский регион, до Севморпорта с последующей перевалкой на свои морские суда дедвейтом от 5 000 тонн до 75 000 тонн и доставкой в порты, Турции, Сирии, Египта, ОАЭ, Ирана, Индии, Сингапура, Индонезии, Вьетнама, Китая и других стран Азии и АТР, также в порты Латинской Америки. В обратном направлении доставка импортных грузов в РФ.
-
Экспортная торговля зерновыми культурами, растительными маслами, металлопрокатом, лесопродукцией, продукцией машиностроения и другими товарами произведенными в РФ.
-
Импортная торговля продуктами питания и товарами произведенными в странах Азии, АТР и Латинской Америки.
Балкер класса Handymax
Балкер класса Handysize
Элеватор и комбикормовый завод корпорации «СКЭСС» (РФ)
Зерновой элеватор корпорации «СКЭСС»(РФ) в морском порту
Порт СМП (Россия)
Порт Шанхай (Китай)
Порт Монтевидео (Уругвай)
Порт Сантус (Бразилия)
Порт Гонконг (Китай)
Порт Джвахарвал Неру (Индия)
Порт Пусан (Южная Корея)
- Организация постоянной работы совместно с заинтересованными частными крупными, средними и малыми компаниями из стран АТР (совместные предприятия по перевозке экспортно-импортных грузов из океанских портов этих стран по внутренним водным путям. Построение логистических схем доставки экспортно-импортных грузов по схеме «река-океан-река» по принципу «от двери до двери». Размещение заказов на строительство в России и Китае недорогих буксиров и барж для формирования баржевозных составов для использования в бассейнах судоходных рек своих стран.
- Содействие крупным корпорациям из России и стран АТР (Индия, Китай, Индонезия и др.) в продаже их продукции машиностроения (включая судостроение) на территории стран Латинской Америки и Африки.
Зерноуборочный комбайн АО «Ростсельмаш» (РФ)
Кормоуборочный комбайн АО «Ростсельмаш»(РФ)
Самолеты корпорации «Ростех» (РФ)
Вертолеты корпорации «Ростех» (РФ)
Вертолеты корпорации «Ростех» (РФ)
Схемы новых океанских торговых линий России
Схема смешанных перевозок "река - море" по внутренним водным путям России
Реконструкция и расширение Севморпорта.
Схема новых причалов СМП в Камышовой и Казачьей бухтах
Схема намытой территории в р-не Херсонесского пол-ва
Схема новых причалов СМП в устье р.Черная
Реконструкцию существующих в Севморпорту причалов и строительство новых причалов СМП с намывом новых территорий в море предлагается выполнить в период с 2030 по 2040 годы на основе частно-государственного партнерства с привлечением инвестиций ряда корпораций из России, Индии, Китая, Ирана Турции, Индонезии др. стран.
Проект предусматривает выполнение работ по реконструкции и расширению СМП в 3-х бухтах – в устье речки Черная, в бухтах Камышовая и Казачья, также выполнение работ по намыву новой территории в открытом море в районе выходов из бухт Казачья и Камышовая (смотри карты-схемы №№ 1,2,3).
Проект предусматривает строительство на территории СЭЗ Севастополя 8-ми грузовых районов СМП с глубоководными причалами с глубиной на пороге от 8 метров до 17 метров общей протяженностью 24,3 км. Все грузовые районы специализируются на обработке различных видов грузов. На территории этих 8-ми грузовых районов предусмотрено строительство различных специализированных терминалов, заводов и холодильников, в частности:
- Контейнерные терминалы и площадки для хранения контейнеров.
- Хранилище и терминал для перевалки нефтепродуктов.
- Хранилище и терминал для перевалки растительных масел.
- Хранилища и терминалы для хранения и перевалки зерновых культур.
- Терминал для хранения и перевалки стального листового проката и труб.
- Терминал для хранения и перевалки пакетированной лесопродукции.
- РО-РО терминал.
- Склады для генеральных грузов.
- Завод по производству масла подсолнечника.
- Завод по производству пищевой продукции на основе мяса антарктического криля и тунцов.
- Комплекс заводов по производству продукции на основе высокотехнологической переработки антарктического криля с получением хитина и хитозана: 5.1. медпрепаратов и БАД; 5.2. парфюмерных изделий; 5.3. компонентов для очистки водоемов от нефти и нефтеостатков.
- Комплекс заводов по производству высокотехнологической (инновационной) продукции на основе современных достижений российских научно-производственных компаний и компаний ВПК в области нано-технологий, прикладных космических технологий, атомной промышленности, авиостроения и т.п.
- Завод по производству комбикормов для аквакультуры, КРС, свиней и птиц с добавлением крилевой муки (на экспорт и для внутреннего рынка РФ).
- Завод по производству соевых шротов для внутреннего рынка РФ.
- Завод по производству мебели на экспорт.
- Завод по производству котлов и систем утилизации твердых бытовых отходов ( на экспорт и для внутреннего рынка).
- Холодильник для хранения овощей и фруктов.
- Холодильник для хранения мяса и мясной продукции.
- Холодильник для хранения рыбы и рыбной продукции.
Согласно разработанного в 2017-2020 г. г. Инициаторами Проекта ТЭО общая стоимость работ по строительству новых причалов и территорий, также модернизации существующих причалов СМП, по строительству новой 2-х путной железной дороги на участке Керчь-Симферополь, однопутной дороги на участке Симферополь-Севастополь (включая участок от ст. «Инкерман-2» до ст. «Камышовая»), суммарной длиной 295 км, и модернизации существующих однопутных линий, составляет 384 951 742,67 тыс. рублей..
Принимая во внимание дополнительные затраты при расширении территории СМП на выкуп существующих в районе территории СМП зданий, сооружений и земельных участков ряда частных компаний и физлиц, также необходимость обеспечения навигационной безопасности, приобретения новых судов для портофлота СМП и 51 % затрат на приобретение группы б/у морских судов для обслуживания 2-х постоянных торговых линий «Севморпорт – порты стран Азии-порты стран АТР» и «Севморпорт- порты стран Латинской Америки» общие затраты на финансирование Проекта из федерального бюджета в течение 14 лет (2023-2037 г. г. ) могут составить до 400,0 млрд. рублей ( в т. ч. НДС 18%, затраты рассчитаны в ценах 2018 года)..
Объемы перевалки различных грузов и протяженность причалов в крупнейших портах мира (2016 год). Таблица 1.
Основные тактико-экономические показатели портов Азово-Черноморского бассейна на основе данных годовых отчетов за 2016 год. Таблица 2.
Основные данные по структуре экспорта РФ 1-м полугодии 2017 года и прогнозируемой структуре экспорта грузов из РФ через Севморпорт в 2040- м году. Таблица 3.
Расчет поступлений в федеральный бюджет РФ в виде таможенной пошлины на ряд экспортных товаров, отгружаемых через Севморпорт в 2040 году. Таблица 4.
Общая стоимость экспортных товаров ( за исключением 5%) перегружаемых в Севморпорту в 2040 году может составить 2476,89 млрд. руб. + 857,39 млрд. руб. = 3 334,28 млрд. руб., что составляет 60% от общей перевалки СМП в 2040 году. Принимая во внимание, что согласно ЕТТ ТН ВЭД ЕАЭС ввозные и вывозные пошлины на одни и те же виды товаров идентичны и составляют от 5% до 18%, также наличие НДС на все виды импортных товаров, минимальная сумма таможенных пошлин на импортные товары перегружаемые в СМП в 2040 году может составить 3 334,28 млрд. руб. х 40% х ( 5%+18%)/2 = 306,75 млрд. руб.
Платежи в бюджет РФ в виде налогов Севморпорта в бюджет РФ от перевалки грузов и таможенные пошлины на экспортные и импортные товары, обработанные в СМП в 2040 году, могут составить 10,91 + 314,17 + 306,75 = 631,83 млрд. рублей в год (расчеты приведены в ценах 2017 года, поэтому подлежат пересчету с учетом уровня инфляции и других факторов при разработке бизнес-плана рабочей группой при Минэкономразвития).
Выводы:
-
При достижении в течение 15-20 лет проектной мощности по перевалке до 280 млн. тонн грузов в год, Севморпорт вместе со своими Партнерами по организации постоянных экспортно-импортных грузопотоков может в течение 5-7 лет (!) обеспечить возврат ( в виде налогов) в бюджет РФ всех средств, затраченных на реализацию ФЦП по развитию Крыма и Севастополя, включая все затраты из федерального бюджета на долевое участие в реконструкции и расширении Севморпорта, на строительство и модернизацию участка железной дороги Керчь-Симферополь- Севморпорт, строительство Симферопольского аэропорта, 2-х электростанций, автобана «Таврида» и Крымского моста.
-
Россия получит новый современный незамерзающий глубоководный порт на южном направлении, который будет иметь стратегическое значение для устойчивого развития торговых отношений со странами Азии, АТР и Латинской Америки, и будет в значительной степени способствовать развитию экономики РФ.